Наверх
Главная » Ш

Свами Шивананда — Гьяна йога — Часть 5

25 апреля 2013 (21) Нет комментариев Опубликовал:

Часть 5

 

Глава 5.1. Практический аспект философии

 

Правильное понимание Веданты и её принципов и практика Веданты в повседневной жизни, безусловно, приносят мир, утешение и счастье в обезумевшем от войны, общинных споров, мелочных споров и религиозных войн мире.

 

Атма или Я является Окончательной Реальностью. Это предельный философский принцип. Это субстрат для всего. Это единственная живая истина. Это Брахман Упанишад. Это Омкара Вед. Это основа Общества. Это поддержка этого мира. Это опора этого тела и праны. Это Безличный Абсолют.

 

Высший мир или Парам Шанти является гостем вашей жизни. Мир, Мокша и Бессмертие являются превращаемыми терминами (Парьяя Сабьяя Шабдхи). Умственная реакция на удовольствие и страдание прекратится, когда вы достигнете этого состояния. Когда вы реализуете это состояние абсолютного покоя, все виды желания и отвращения (Рага-двеши) полностью исчезнут.

 

Тот, кто достигает Знания Я, абсолютно свободен от всех желаний, поскольку он знает, что всё – в нём самом и что не существует ничего вне его, чтобы продолжать желать. "Аптакамасья Ка Сприха"? Что может желать тот, у кого всё есть? Брахман – это Парипурна, Нирапекша (Все-полный, Само-содержащий). Как может возникнуть в уме желание у того, кто осознал Себя, кто видит Себя во всех существах и все существа в Себе?

 

Вам дан ключ для открытия многих тайн жизни. Этот ключ – медитация. Регулярно медитируйте утром с 4 до 6, и вы достигнете вечного блаженства и бессмертия.

 

Строгая самодисциплина и регулярная медитация помогут вам полностью фиксировать свой ум на Вечном.

 

Будьте уверены в себе. Развивайте независимое суждение. Культивируйте неукротимую волю. Практикуйте самоконтроль и владычество над собой. Вы не сможете достичь свободы или покоя без самоконтроля.

 

Человек, укушенный змеёй невежества, будет вылечен Гаруда Мантрой, названной Гьяной или Знанием Брахмана.

 

Унция духовного опыта лучше, чем тонны теории и изучения духовных книг. Один проблеск Брахмана или бессмертного Духа подарит вам просветлённость и устранит мирское опьянение гордостью, заблуждением, страданием и горем. Духовное видение или Атманубхава установится для вас, подобно свету маяка.

 

Изучайте принципы Божественной Жизни и применяйте их к руководству в повседневной жизни. Станьте практиками на духовном пути.

 

Обладание Сиддхами никогда не приближало к Богу. Развитие психических способностей само по себе не подразумевает какой-либо действительный духовный прогресс. Они искушают ученика и ведут к его падению.

 

Достижение космического сознания является постоянным у осознавших душ. Вначале оно подобно проблеску. Благодаря устойчивой медитации оно становится постоянным или естественным.

 

Внешний мир является миром объектов. Внутренний субъективный мир является миром образов, созданных умом. Рага-двеш (желаний и нежеланий или привлекательности и отвращения) нет во внешних объектах чувств. Они существуют в уме и во внутренних образах. Остановите блуждание ума в объективном мире с помощью Тратаки, Джапы, Упасаны и Пранаямы. В субъективном мире ведите войну против образа, продуцируемого умом, или с помощью метода Раджа-Йоги – Читта Вритти Ниродха (прекращение всех умственных модификаций), или с помощью метода самоанализа и исследования, метода Гьяна Йоги.

 

Семенем этого тела является ум. Существуют 2 семени для этого ума: вибрация Праны и Васана. Если Прана контролируется, ум тоже можно контролировать. Если Васаны искоренены с помощью различения, Вичары, бесстрастия и медитации, ум будет уничтожен.

 

Если вы здоровы, листья (дерева) ним кажутся горькими, но если вы пробуете их после укуса кобры, они покажутся сладкими. Горечь или сладость находятся не в листьях, а в субъекте. Они созданы умом. Это ум даёт объектам качества, форму, вкус и т.д. Контролируйте этот ум. Поднимитесь над этим умом и будьте всегда счастливы.

 

Врач думает, что адвокат счастлив. Адвокат думает, что бизнесмен счастливее. Бизнесмен думает, что судья счастливее. Судья думает, что профессор счастливее. Это иллюзия. Это обман ума. Никто не счастлив в этом мире. Подлинное счастье можно обрести лишь в собственном Атме. Один лишь Дживанмукта, осознавший Я, всегда счастлив. Следовательно, достигните Самореализации и будьте вечно счастливы.

 

Быть робким – величайший грех. Быть эгоистом – величайший проступок. Идентификация себя с телом – величайшее преступление. Забвение своего собственного Атмы – величайший грех. Поэтому уничтожьте робость и эгоизм. Отбросьте идентификацию с телом и всегда помните о своей сущностной божественной природе.

 

То, что возвышает вас, является добродетелью (Дхармой), то, что тянет вниз – пороком (Адхарма) или грехом; то, что ведёт вас к цели, является добродетелью, то, что делает вас мирским человеком, является грехом; то, что помогает достичь уровня Бога – добродетель, то, что швыряет вас вниз в чёрную пропасть невежества, является грехом; то, что даёт вам просветление, является добродетелью, то, что вызывает опьянение, является грехом; то, что даёт вам покой, радость, удовлетворение, возвышение, раскрытие души, является добродетелью, то, что приносит беспокойство, неудовлетворённость, депрессию и закрывает душу, является пороком. Следовательно, практикуйте Дхарму. От Дхармы возникает знание.

 

Уши слышат звуки благодаря сознательности Атмы или Я. Глаза воспринимают объекты благодаря сознательности Атмы. Язык вкушает объекты благодаря сознательности Атмы. Атма – правитель 5-ти чувств познания. Атма является ухом ушей, языком языков. Атма – могущественный магнит. Если вы узнаете скрытого, всемогущего, всезнающего правителя, если у вас есть непосредственное интуитивное восприятие этого Атмы с помощью практики медитации, вы пересечёте океан Самсары, вы достигнете бессмертия, вечного блаженства и вечного Мира.

 

В вас спрятан Бог. В вас находится бессмертный Дух. Внутри вас находится неистощимое духовное богатство. Внутри вас – источник радости и счастья. Внутри вас океан блаженства. Посмотрите внутрь на это счастье, которое понапрасну ищут в вечных чувственных объектах. Мирно успокойтесь в своём собственом Атме и пейте нектар бессмертия.

 

Подобно тому, как человек, который не знает места скрытых сокровищ, не может найти их, даже если несколько раз в день будет проходить над ними, точно так же вы не можете обнаружить Брахмана или Бессмертное Я, хотя вы ежедневно входите в Него в глубоком сне. Если невежество уничтожено с помощью Знания, вы получите непосредственное познание о высшей Таттве.

 

Мир исчезает для Дживанмукты или освобождённого мудреца. Он всюду видит Брахмана или чистое Я. Даже если мир возвращается вновь, он не вводится им в заблуждение, подобно тому, как человек не вводится в заблуждение миражом или верёвкой, напоминающей змею, когда полностью осведомлён, что это лишь мираж или верёвка. Даже если для него мир вновь возвращается, это уже больше не тот мир страданий, противоположностей, беспокойств, бедствий, болей и печалей, это не тюрьма несчастий и огорчений. Мир несчастий и печалей превращается в Сатчитананду, существующий, знающий и блаженный Абсолют. Все преграды, все различия, все разнообразия, все двойственности, все непроницаемые области уничтожаются видением одного всепроникающего духа или Атмы. Он обладает космическим видением. Он всегда испытывает самовосхищение и знание себя. Он всегда радуется в своём собственном Я. Ничто не может помешать ему. Он установился в своём собственном Я. Его состояние неописуемо.


Глава 5.2. Философия ума

 

"Бхумир-апо анало ваюх кханг мано буддхир-эвача,

Ахамкара ити ям ме бинна пракритирастадха."

 

Согласно космологии Санкхьи, ум является четвёртым принципом, который проистекает от полуутверждённого принципа Ахамкары, или эгоизма, или Асмиты. Пракрити или Авьякта (материя в непроявленном состоянии) называется "Аштанги" или восьмислойной Пракрити (Пракритхир Ашта тха). Ум является одним из 8-ми ответвлений Аштанги. Ум сам по себе является словом, чьё значение весьма неопределённо, его невозможно определить в терминах как понятие, кроме как в предположительных и спекулятивно гипотетических. Никто не может указать на ум и заявить: "Это то, что обозначает слово ум." Ум состоит из узла свойств, таких как способность понимания или восприятия, воля, воображение, суждение, рассуждение, понятие, память и т.д. Характер считается воздействующим или способным к волевому действию организмом ума. Знание считается организмом понимания. Существуют различные каналы связи, с помощью которых управляются понимающая способность и способность к волевому действию. Существует лишь один ум, имеющий различные названия, согласно плоскости его функционирования: субъективный ум, объективный ум, универсальный ум (космическое сознание) или сверхсознательный ум, подсознательный ум, инстинктивный ум, духовный ум. Вишая или функция ума – это познание (Санкальпа-Викальпа или воля, мысль, сомнение).

 

"Сомневающийся ум" является коллективной совокупностью всех Гьяна-Индрий, или органов чувств или восприятия. Ум ниже Воли и выше Праны, или энергии, или материи. Ум является родственным проявлением Абсолюта. Ум позитивен к Энергии и Материи, но негативен к Воле, которая, в свою очередь, позитивна к уму, но негативна к Атме. Когда ум очищен, он становится вашим настоящим Гуру. Вы услышите голос тишины. Вы получите ответы на свои неразрешимые проблемы. Чистый ум больше не является тонкой материей: это сам Брахман. Подлинным домом для ума является Омкара в Сахасраре или тысячелепестковом лотосе. Ум становится нечистым благодаря вашим собственным желаниям, подобно тому, как чистый Брахман становится нечистым Дживой и является жизненной проблемой, которая ставит в тупик все человеческие попытки к ясному, правильному и удовлетворительному решению. Этот вопрос не имеет ответа. Это мистическая сторона природы. Вы не можете решить небесных, божественных проблем, которые принадлежат к сверхсознательным уровням, с помощью ограниченного интеллекта физического уровня. Развивайте интуицию. Приобретайте трансцендентальную мудрость. Смотрите внутрь с помощью космического сознания. Тогда вы получите подлинное решение.

 

С помощью прожектора концентрированного ума вы увидите сокровища духа или Атмы. Подобно лучам, пронизывающим плотные кости или деревянные блоки, концентрированные умственные лучи фокусированного ума пройдут сквозь различные формы материи и обнаружат свою истинную природу.

 

Во время космического сознания вы осведомлены о единстве жизни. Вы обнаружите, что такая вещь, как мёртвая материя, не существует, что всё живое, вибрирующее и сознательное. Вы увидите вселенную как все-Атму, который является сущностью или основой этой чувственной вселенной; этого мира Двандв или противоположностей; этого мира простых представлений или идей; этого мира названий и форм.

 

В Сварге (в раю) или на небесах вы находитесь в "мире мысли". Вы не испытываете или не чувствуете страдания. Почему? Поскольку вы получаете всё, о чём подумаете или представите. Ваши желания немедленно удовлетворяются. Ваша мысленная материя немедленно материализуется, кристаллизуется и предстаёт перед вами. Вы удовлетворены. Но это нереальное.

 

Наука Раджа-Йога или умственная Йога имеет дело с методами контроля с помощью воли вечно вибрирующего ума. Воля находится в центре Атмы. Манояма выше Пранаямы; но Адхикари или квалифицированные люди, обучающиеся практике Маноямы, должны быть очень сознательными с отчётливым пониманием и огромной силой воли. Сядьте в Падмасану или Сиддхасану, лицом на восток или на север. Сделайте Тратаку или Дхарану на Трикуте, пространстве между бровями, закрыв глаза. Контролируйте силу мысли с помощью мелитации на Пранаве или "Ом" и его значении. Занимайтесь регулярно от 30 минут до 2-3х часов ежедневно. Вскоре вы станете Йогом и Атма Гьяни.


Глава 5.3. Философия желания

 

Желание является побуждением (волевым импульсом) к объекту. Оно поддерживается с помощью представления о предмете, например, такого, как: "О, как он прекрасен и т.д."

 

Желание является искренним стремлением к достижению какого-либо объекта или цели. Это стремление к наслаждению объектом. Побуждение к достижению чего-либо является желанием.

 

Желание видеть стало глазами; желание слышать стало ушами; желание вкушать стало языком; желание обонять стало носом; желание осязать стало кожей; желание работать стало руками; желание говорить стало органом речи; желание ходить стало ногами; желание половой близости стало органом воспроизведения. Желание является коренной причиной для этой мирской жизни.

 

Желания являются волевыми тенденциями ваших инстинктов. Инстинкт является непроизвольным побуждением к действию. В свете философии Веданты, желание – это порождение Авидьи или невежества. В Брахмане нет ни желаний, ни жажды, ни страстных желаний. Он вечно чист и выходит за пределы чувственного восприятия. Его не касается даже тень желания. Он абсолютно свободен от Майи или Маль (загрязнений желания).

 

Когда вы думаете об объекте, вы испытываете внутри себя своего рода волнение. Это импульс к действию для того, чтобы достичь желанного объекта. Желание возникает для достижения объекта. Тогда имеет место Чешта или Праятна (усилие). Вы начинаете думать для того, чтобы прояснить и определить форму обладания объектом. Тенденция или скрытая тонкая Васана побуждается к действию с помощью силы простой мысли об объекте. Чувства действия начинают работать. Вы получаете объект и наслаждаетесь им.

 

Васана – тонкая форма желания. Это скрытое желание. Васана принимает форму грубого желания. Тришна – страстное желание или побуждение к чувственным объектам. Васана смешана с Самскарами или впечатлениями. Васаны создают Самскары (впечатления), а Самскары, в свою очередь, производят Васаны. Вращение этого никогда не останавливающегося колеса Васан и Самскар составляет Самсара Чакру, являющуюся причиной рождений и смертей.

 

Побуждения бывают трёх видов: импульс мысли, импульс речи и импульс действия.

 

Побуждение, инстинкт, желания, страстные желания – всё это модификации Пракрити или Гун. Подобно тому, как железные частицы движутся в присутствии магнита, побуждения, инстинкты и т.д. берут свою силу или Четана Шакти только у Брахмана, источника всего.

 

Абхинивеша является склонностью к этой земной жизни. Это страх смерти. Согласно Махариши Патанджали, это одно из 5-ти несчастий. Это порождение Авидьи или невежества. Это синоним Бергсоновского "жизненного порыва", "воли к жизни" Шопенгауэра, "либидо" Юнга и "Тришны" Бога Будды. Эта склонность к мирской жизни является причиной для повторного рождения. Эта склонность должна быть уничтожена бесстрастием, отличением и исследованием вопроса "Кто есть Я?".

 

Если вы удалите себя от объектов чувств, вы закроете в уме 3 различных отдела, которые производят побудительный, познавательный и привязывающий процессы. Этот ум бежит наружу благодаря побуждению, познанию и привязанности. Побуждение есть активность. Познание есть восприятие. Привязанность – это любовь к объектам. Побуждение лежит в основе всех действий. Процесс побуждения осуществляется посредством Крия Шакти. Процесс познания осуществляется посредством Гьяна Шакти. Процесс привязанности осуществляется посредством Према Шакти.

 

Не позволяйте умственной энергии бежать в этих направлениях. Вы сможете фиксировать свой ум на Боге или Атме с помощью практики Джапы, Пранаямы, Пратьяхары, Дамы, Самы, изучения Атмы, медитации и преданности.

 

Желание возникает из Авидья Шакти для наслаждения внешними объектами желания. Как только человека окутывает завеса невежества, он забывает свою сущностную божественную природу и начинает гоняться за чувственными объектами в поисках удовольствия через каналы чувств. Он начинает напрягаться, совершать эгоистичные Кармы для реализации объектов желания. Он теряет свою изначальную свободу и становится связанным. Авидья, Кама и Карма (невежество, желание и действие) являются узлами или Хридая Грантхами, которые привязывают заблуждающегося Дживу к этой Самсаре или колесу рождения и смерти.

 

Желание усиливается надеждой, предвкушением и повторением. Желание состоит из 3-х частей: привязанности (Ашакти), страстной привязанности (Камана) и предпочтения. Если вы устраните привязанность с помощью бесстрастия, различени и исследования, страстная привязанность умрёт сама. Предпочтение может ещё остаться на некоторое время. Оно также исчезнет с помощью различения. Поэтому вначале устраните привязанность. Культивируйте бесстрастие и различение между реальным и нереальным. Углубитесь в своём исследовании. Существует 3 вида привязанностей: привязанность к человеку, к объекту и к месту.

 

Вы можете предпочитать кофе или чай, бринджаль или картофель и т.д. Каким бы прекрасным ни был метод приготовления пищи Индостана, жители Мадраса, Бенгалии или Пенджаба предпочитают свои собственные блюда. Уничтожение этого предпочтения занимает много времени.

 

Каждое действие является результатом какого-то побуждения. Побуждение – не что иное, как некий инстинктивный импульс или комбинация двух или более импульсов.

 

Любая активность – это попытка достичь цели. Существует жизненный импульс или побуждение к действию. В человеке действует побудительный процесс.

 

Существует инстинкт продления рода, инстинкт размножения или половой инстинкт, инстинкт самосохранения, инстинкт спасения или избегания повреждения, инстинкт борьбы, инстинкт любопытства, стадный инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт привлечения, родительский инстинкт, инстинкт защиты, инстинкт смеха, инстинкт бания или Вайшья (торговца), с помощью которого человек эксплуатирует и копит богатства ради своих собственных удобств, инстинкт покровительства, с помощью которого человек старается управлять или доминировать над другими, и инстинкт разрушения, с помощью которого человек пытается уничтожить других, кто более могуществен и влиятелен, чем он.

 

Человек желает иметь детей для продления расы или рода. Это инстинкт воспроизводства или Путра Ишана. Желание половой близости вызвано половым инстинктом. Сила полового желания зависит от интенсивности полового побуждения. Побуждение – могущественная сила. Она производит влияние на ум. Это сила, внезапно связанная с умом. Половое побуждение контролируется Джапой, Пранаямой, медитацией, чистой пищей и Атмическим исследованием.

 

Человек хочет сохранить себя. Голод является инстинктом самосохранения. Во время опасности человек хочет спасти себя от надвигающейся угрозы. Это инстинкт спасения. Он желает драться, когда его оскорбили. Это инстинкт самозащиты. Он хочет знать о многих вещах – это инстинкт любознательности. Он хочет иметь компанию для разговоров. Он хочет иметь свою общину. Это стадный инстинкт. Он обладает присущим пристрастием или отвращением к людям или объектам. Это инстинкт привлекательности и отвращения. Он хочет уверить себя: "Моя точка зрения единственно верная. Я могу делать всё и вся. Я – сознательный. Я – Брахмин высшего класса. Я – учёный." Это самоутверждающий Раджасический инстинкт или инстинкт утверждения. Он обладает особой врождённой привязанностью и любовью к своим детям. Он восторгается и заботится о них. Это родительский инстинкт. Существует инстинкт к родственому.

 

Согласно Гите, побуждение является Вегхой или силой. Бог Кришна говорит: "Он способен выжить здесь на земле прежде, чем освободится от тела; сила рождает желание и страсть; он становится гармоничным, он – счастливый человек." (Гита, 5-23).

 

Подобно тому, как бензин или пар приводят в движение мотор, инстинкты и побуждения приводят в движение это тело. Инстинкты являются первыми двигателями всей человеческой деятельности. Они дают толчок телу и приводят Индрии в действие. Инстинкты создают привычки. Инстинктивные побуждения обеспечивают движущую силу, с помощью которой поддерживается вся умственная деятельность. Эти побуждения являются умственными силами. Они формируют жизнь человека. В них заключается тайна жизни. Эти побуждения действуют через ум и интеллект.

 

Если вы удалите горючее, паровой двигатель прекратит работу. Если вы удалите главную пружину из часов, они остановятся. Если вы не заправите бензином мотор машины или самолёта, он не будет работать. Точно так же это тело прекратит работу и станет инертным и неподвижным, если инстинктивные побуждения убрать из организма.

 

Победить желания – значит победить ум, поскольку ум – не что иное, как узел желаний. Уничтожение желаний является Мокшей. Состояние полного отсутствия желаний – это высшее Нирвикальпа Самадхи. Желания – страшнейший враг мира, преданности и знания.

 

Если вы лелеете желание обладать объектом, только тогда объект даёт вам наслаждение. Следовательно, желание – причина удовольствия.

 

Женщина сама по себе не красива для мужчины. Она прекрасна пропорционально желанию мужчины обладать ею. Только страстный мужчина видит красоту Урваши даже в надбровии африканской негритянки. Мудрец или человек различающий не обладает ни привлечением, ни желанием к женщине.

 

Прекрасная женщина теряет всё очарование и становится объектом отвращения после сексуального оргазма, когда половое побуждение в человеке достигает самого низкого уровня. Красота является лишь умственной Кальпаной. То, что прекрасно для одного, вовсе не прекрасно для другого. Человек составляет свою собственную идею красоты в женщине и видит высшую красоту даже в безобразной женщине. Это всё благодаря действию озорного ума, который создаёт ад в раю и рай в аду.

 

Вначале контролируйте чувства. Уничтожьте желания с помощью различения, медитации и Атмического исследования и покойтесь в безжеланном Сатчитананда Брахмане.

 

Будьте установленными в своём естественном, первоначальном состоянии божественной славы и великолепия, которые находятся за пределами достижения Гун, чувств, ума и интеллекта; где нет ни побуждений, ни намерений, ни инстинктов, ни волевого движения, ни познавательной способности, ни любви, ни желания, ни Васаны, ни Тришны, где вы будете наслаждаться совершенным покоем, блаженством и радостью с помощью медитации и Нирвикальпа Самадхи.


Глава 5.4. Философия сна

 

Приветствую Сатчитананда Брахмана, являющегося молчаливым свидетелем трёх состояний: бодрствования, сна и глубокого сна.

 

Сон является лучшим эликсиром и тонизирующим средством жизни. Сон является естественным тоником для освежения усталого человека. Сон – это состояние, в котором ум мирно покоится в Карана Шарире или Муля Аджнане. Ум становится вовлечённым в свою причину. Вритти и Васаны становятся дремлющими или скрытыми. Они прекращают все свои функции. Прекращаются блуждания ума. Это естественый способ зарядки ума свежей энергией и покоем, предоставляя ему возможность отдыхать в своём источнике, когда он утомлён скитаниями по проспектам объектов через потоки желаний и отвращений. Во время сна имеет место Манолая или временное поглощение ума в его причине.

 

Подобно бумажному змею, запущенному в небо на рассвете и скитающемуся здесь и там в бездонной вышине весь день в поисках пищи, получающему полный покой в своём собственном гнезде на дереве ночью, точно так же Джива или индивидуальный дух после блуждания в твёрдом форте чувственных объектов на протяжении всего дня помещается в своё жилище, называемое Карана Шарирой, и наслаждается блаженством Сушупти или глубокого сна.

 

Во сне имеет место глубокий Тамас. Тамас побеждает Саттву и Раджас. Удана Ваю тянет Дживу из состояния бодрствования и помещает его покоиться в Анандамая Кошу или причинное тело.

 

Человек чувствует себя абсолютно счастливым и освежившимся после хорошего и крепкого сна. Сон является Тамасическим состоянием, поскольку в нём нет ни деятельности, ни осведомлённости. Спящий человек не сознаёт внешний мир. Он не сознаёт своё физическое тело. Он даже не сознаёт, что он спит.

 

Но сон - это не такое Тамасическое состояние, как у камня или бревна. Ум и тело подвержены переменам во сне. Тело, ум и нервы оживляются и становятся годными для новой деятельности. Человек испытывает необыкновенную радость, счастье и свободу от всех страданий во сне. Следовательно, сон является существенно важным состоянием для поддержания здоровья тела и ума.

 

Без хорошего сна нельзя наслаждаться совершенным здоровьем. Сон освежает и тонизирует мозг и нервы. Сон – это бальзам, который восстанавливает усталые нервы. Он энергетизирует и оживляет тело, нервы, головной мозг и ум.

 

Ум и тело требуют расслабления после некоторого промежутка времени или посде каждой серии действий, совершённых физическим и умственным телами.

 

Больной человек иногда не спит из-за неполадок в теле. Но если он поспит, то получит большое облегчение. Он забывает свои боли. Все его страдания исчезают во сне. Недостаток сна усиливает болезнь. Человек чувствует, что его болезнь отягощается из-за бессонницы. Более того, сама бессонница является болезнью. Следовательно, сон обязателен для человека.

 

Как только требуемый отдых предоставлен уму, он удаляется к чувственным объектам бодрствующего состояния с помощью силы Самскар. Желание или сила Раджаса возвращают человека от сна к бодрствующему сознанию. Подобно тому, как пружина, сжатая силой руки, принимает свою первоначальную длину и форму после того, как давление снято, точно так же сжатые мысли освобождаются после хорошего сна, и человек принимает своё бодрствующее состояние.

 

Спящий человек приходит к состоянию сна, затем к полусознательному состоянию ни бодрствования, ни сна, прежде чем он действительно придёт к уровню бодрствующего сознания. Ночью человек долгое время получает Тандру и Аласью. Сны также вызывают волнения у здорового состояния сна. Поэтому человек не способен наслаждаться хорошим освежающим сном для своего полного удовлетворения. Время глубокого сна очень мало. Один час здорового сна может освежить человека лучше, чем 6 часов сна, прерываемого сновидениями, Тандрой и Аласьей.

 

Пища играет важную роль в продолжительности сна. Обжора чувствует сонливость и не желает вставать даже после 8 часов утра. Он подчинён Аласье (лености). Умеренно едящий человек встаёт рано. Он удовлетворяется более коротким крепким сном.

 

Животные тоже спят. Период сна различен у разных животных. Собаки спят очень мало. Их сон очень прерывистый. Рыба вообще не спит.

 

Умственный покой, отсутствие беспокойства, страха, гнева, ответственности в жизни, свобода от болезней содействуют крепкому сну и сну без сновидений. Тот, кто знает науку расслабления, обретает крепкий сон, как только ложится спать. Принимайте вечером лёгкую пищу. Ешьте молоко и фрукты. Не ешьте на ночь рис. Практикуйте Пранаяму. Вы можете сократить период сна без какого-либо ущерба для своего здоровья.

 

Астик, Капила Муни, Агастья, Мадхава и Мучукунда – все были счастливыми спящими. Если вы вспомните их и повторите их имена непосредственно перед отходом ко сну, у вас будет крепкий сон.

 

Если у вас хороший сон, вы можете сократить часы сна и выполнять больше полезной работы. Вы можете посвятить больше времени своей Садхане, если сократите сон. Если вы можете сократить сон на 2 часа, вы можете их использовать для Джапы и медитации. Лучше иметь 6 часов крепкого сна, чем 8-10 часов сна, полного сновидений.

 

Есть люди, победившие сон. Они называются Гудакешами. Арджуна и Лакшмана были Гудакешами. Наполеон Бонапарт контролировал свой сон. Бывало, он спал даже среди крупного сражения. Он мог спать точно определённый период времени. Ему достаточно было 5-10 минут крепкого сна, и он был готов для дальнейшей работы.

 

Махатма Гандхи также имел большой контроль над сном. Он обладал здоровым крепким сном без сновидений. Он спал очень мало. Он вставал в установленный час и приступал к своим повседневным делам.

 

Человек физического труда имеет лучший сон, чем Бабу в учреждении, поскольку у первого ум и тело утомляются, а у последнего – нет. Физическое истощение ведёт к умственному истощению. Человек меньшего физического труда, более умственного может обходиться меньшим сном. У некоторых людей ум не так легко устаёт, как физическое тело. Кули, работающему весь день, требуется больший период отдыха. Он получает крепкий сон.

 

Когда вы видите сны, ум не получает отдыха. Ум продолжает играть с разного рода мыслеобразами, связанными с переживаниями бодрствующего состояния. Поэтому, если вы хотите наслаждаться совершенным отдыхом во сне, существенно важно, чтобы вы избавились от сновидений. Если вы хотите избежать сновидений, необходимо, чтобы ум был свободен от забот, беспокойств, тревог и был заполнен преданностью Богу и различением.

 

Когда ум вовлечён в спокойное мышление, он быстро не устаёт. Он строит воздушные замки. Концентрированный ум скоро устаёт. Тело, совершающее тяжёлую работу, быстро устаёт. Ум – главный фактор во сне. Сон существует как для ума, так и для тела. Даже хотя тело и утомлено, если ум не готов для сна, человек не спит.

 

В состоянии бодрствования ум всегда сосредоточен вокруг тела; тогда как во сне он поднимается над сознанием тела. Это общее для сна и Самадхи.

 

Когда мы отправляемся спать, первое, что мы пытаемся сделать – это лечь. Затем мы закрываем глаза. Когда сон одолевает нас, постепенно исчезают звуки. Ум отправляется внутрь. На первом этапе мы слышим звуки и понимаем разговор, происходящий в соседней комнате. Затем звуки слышны, но мы не улавливаем их смысл. Затем постепенно исчезают и звуки, и мы отправляемся выше осознания тела и внешнего мира. В той же последовательности ум возвращается к полусознательному состоянию, а затем к бодрствованию.

 

Пока ум сконцентрирован вокруг удобств тела, сна нет. Поэтому больной человек не спит. Болезнь заставляет его ум больше думать о теле. Чем больше осознание телесной боли, тем меньше сон. Но в случаях, когда боль перемежается, больной спит урывками.

 

Сон характеризуется полной потерей сознания и полным расслаблением тела. Когда человек спит, тело и ум полностью отдыхают. Ум отдыхает в Хита Нади в сердце и наслаждается блаженством Атмана. Энергия, потерянная в различных действиях, компенсируется во сне. Поэтому существенно важно иметь сон. Без сна нервы становятся слабыми, различные органы ослабевают, и вскоре наступает разрушение.

 

Сон ночью более освежающий, поскольку нет мешающих звуков. К тому же ум больше утомлён после дневной работы. Ночь является естественным временем для сна. День предназначен для деятельности. Когда мы настроены в унисон с законами природы, мы счастливы и здоровы. Нарушение законов природы ведёт к губительным результатам.

 

У ребёнка сон дольше, чем у юноши. В преклонном возрасте сон сокращается из-за неэффективной работы органов тела.

 

Когда сон одолевает в сидячей позе, тело имеет тенденцию к падению. Тело валится. Голова "клюёт" вверх и вниз. Это потому, что нет координации в работе мышц из-за отключения ума. Ум теряет свою связь с физическим телом. Поэтому тело падает.

 

Каждый очень любит своё собственное Я. Человек бессознателен во сне. Джива предчувствует ущерб от рептилий или насекомых во время сна. Поэтому он ищет убежище, где он свободен от какой-либо опасности. Даже во сне, который сам по себе является счастьем, человек нуждается в хорошем окружении, подобном хорошему месту, мягкой постели и т.д. Таинственной является Майя Бога.

 

Пусть все вы будете покоиться в том сне без сновидений, в Турии или четвёртом состоянии, которое превосходит три состояния, где нет ни мира, ни тела, ни бодрствования, ни сна, ни глубокого сна!


Глава 5.5. Капли нектара

 

- 1 -

 

Друзья! Кто является причиной чьго-либо несчастья или счастья? Собственная человеческая Карма, совершённая в прошлой жизни, является причиной горя и счастья. Нет дающего страдание или счастье. Наивно думать, что один человек вызывает страдания другого. "Я – деятель" – это бесплодное и ошибочное суждение. Мир опутан узами своей прошлой Кармы.

 

Счастье и несчастье приходит к вам как результат вашей собственной Кармы. Поэтому получайте то, что приходит. Несите это в духе смирения и будьте спокойными.

 

В каком бы месте или времени, или по какой бы причине вы ни совершали действие, хорошее или плохое, вы должны наслаждаться результатом действия.

 

Ваше тело, являющееся продуктом добрых и злых действий, является субъектом удовольствия и страдания. Вы опутаны печалью и счастьем из-за идентификации себя со своим телом. Счастье сопровождается несчастьем, и наоборот. Оба эти понятия неизбежны для олицетворённых созданий, как день и ночь. Среди страдания имеется удовольствие, и страдание среди удовольствия. Оба, как говорится, привязаны друг к другу, как грязь и вода.

 

Поэтому мудрецы не проявляют радость в случае радости или печаль в печальных случаях. Они безразличны к удовольствию и страданию, счастью и несчастью, радости и печали. Они не заблуждаются, зная, что всё есть Майя.

 

- 2 -

 

Не горюйте об ушедших душах. Атман вечный, неизменный, нерождённый, бессмертный и чистый. Тело неразумно, подвержено старению, нечистое и разрушающееся. Подобное рассуждение не даёт повода для печали. Глупец тот, кто горюет, что отец или сын попали во власть смерти. В этом мире, лишённом субстанции, отделение от желанного объекта является источником непривязанности и дарителем покоя и счастья для мудреца. Когда кто-то, рождённый в этом мире, умирает, тогда смерть для всех существ является неожиданной. Тело разлагается, но дух вечен. Сущность человека составляет бессмертный Атман. Где же тогда причина для жалоб?

 

Появление и исчезновение воплощённых творений осуществляется благодаря их прошлым Кармам. Зная это, зачем даже немудрому человеку горевать о своих ушедших родственниках?

 

Исчезли миллионы Брахманд, ушли многие циклы творения и осушались океаны. Как вы можете надеяться на немгновенное существование? Период человеческой жизни является неустойчивым подобно капле воды, попавшей на лист, раскачиваемый ветром. Тело подобно мыльному пузырю. Как можно возлагать на него надежды?

 

Вы достигли этого тела действиями, совершёнными в прошлых жизнях. Вы получите другое тело с помощью действий, совершённых этим телом в этой жизни. Подобно тому, как человек оставляет старый дом и переселяется в новый, точно так же вы покидаете старое тело и переходите в новое. Атма никогда не умирает, не рождается, он не является субъектом увеличения или уменьшения, разложения или изменения.

 

Высший Атма всюду гомогенный. Он свободен от 6-ти изменений. Он безграничен. Он является воплощением блаженства и знания. Это молчаливый свидетель разума. Он без второго, самосветящийся, вечный и всепроникающий. Сознавая это с твёрдой уверенностью, вы избавитесь от печали и будете пребывать в счастье.

 

- 3 -

 

Печаль существует для того, кто принимает своё тело за "Я", но не для мудреца, идентифицирующего себя со всеблаженным Атмой. В глубоком сне существует лишь само блаженство, поскольку там нет второго. В чистом Я нет печали из-за отсутствия интеллекта и всего остального. Следовательно, печаль и тому подобное существуют благодаря интеллекту, а не Я. Это несомненно.

 

Атма, который отличен от тела, ума, интеллекта и Праны, – без изменений. Он лишён движения. Он вечно полон. 3 тела и 5 оболочек являются продуктами невежества. Этот мир создала Майя, иллюзорная сила Брахмана. Как прекрасна эта непостижимая и неописуемая Майя! Эта Майя процветает только благодаря невежеству. Она противоположна знанию. Она исчезает, когда вы достигаете знания Я.

 

Сознательность, которая отражена в уме, называется Дживой или воплощённым духом. Пока в теле существует какое-либо чувство "Я", ум, жизненные дыхания, интеллект и остальное, до тех пор существует понятие о действии и наслаждение его плодами, а также налёт счастья или страдания.

 

Высшее Я поистине нерождено. Благодаря действию не имеющей начала Авидьи или невежества, Джива или индивидуальный дух кажется связанным с интеллектом, который действует, и, таким образом, продолжается мировой процесс. Когда человек осознаёт отличие интеллекта от Атмы с помощью знания, мировой процесс перестаёт существовать.

 

Интеллект – это сама Джада или несознательность. Она заимствует сознательность и силу с помощью своего союза с высшим Я. Подобным образом, высшее Я, являющееся самой сознательностью, кажется несознательным из-за контакта с несознательным интеллектом.

 

Ученик должен искать общества мудрецов. Он должнен поклоняться Богу с помощью преданности, приобретённой в обществе добра. Только тогда Майя постепенно истончится. Затем он должен найти мудрого наставника и получить знание великого изречения "Тат Твам Аси" (Ты есть Тот). Тогда по милости Бога он станет освобождённым. Следовательно, если он отвернулся от лотосовидных ног Бога, тогда даже в миллионах Кальп не существует надежды на спасение или на получение знания, или счастья.

 

Сядьте в тихом месте в удобную позу. Мысленно отрекитесь от всех привязанностей, всех объектов чувств. Постепенно перенесите свои чувства, блуждающие снаружи, внутрь.

 

Размышляйте о себе как об отличном от Пракрити. Весь этот движимый и недвижимый мир, тело, интеллект и всё остальное, что видно или слышно, называется Пракрити. Он называется также Майя. Это причина творения, сохранения и разрушения древа мира. Она всегда создаёт красные, белые и чёрные (Раджасические, Саттвические и Тамасические) творения.

 

Желание, гнев и всё остальное являются её сыновьями. Химса, Тришна (повреждение, жажда объектов) являются её дочерьми.

 

Наложение понятия деятеля и наслаждающегося на Я, которое поистине ни деятель, ни наслаждающийся, а вечно чистое, поистине является причиной человеческого страдания. Оно возникает благодаря игре Авидьи или невежества.

 

Направьте взгляд внутрь. Осознайте единое Я во всех существах и будьте счастливы. Вы освободитесь от оков Пракрити.

 

В этом хрупком мире, как вы можете верить этому телу, подверженному разрушению в мгновение ока, которое состоит из 5 элементов и 25 Таттв, окружённое нечистотами, мышцами, костями и вонючим запахом, которое является местом пребывания эгоизма и которое несознательно? Вы отличны от тела. Тело, которое вы больше всего любите, останется здесь на этой земле. Достоинства и недостатки, являющиеся причиной счастья и несчастья, приходят с индивидуальным духом. Они привязываются к нему, когда он входит в тело, и вызывают удовольствия и страдания. Они не вызывают этого в Атме.

 

Пока в Я существует понятие "Я – тело, Я – совершитель действия", пока оно привязано к этому понятию из-за наложения атрибутов Я на тело – до тех пор для него будет существовать возможность для рождения и смерти.

 

Следовательно, отбросьте всякое чувство "Я" в теле и во всём остальном. Атман чистый, непортящийся, негниющий и обладает сознательной природой. Отбросьте все виды привязанности. Откажитесь от отождествления себя с телом. Отождествляйте себя с чистым Атманом, и вы достигнете бессмертия и вечного блаженства.

 

Часть 5

 

Глава 5.1. Практический аспект философии

 

Правильное понимание Веданты и её принципов и практика Веданты в повседневной жизни, безусловно, приносят мир, утешение и счастье в… [surce=»23a598cebe28eec9d669e97b3a264cb5″]

GD Star Rating
loading...
Пометить материал как неуместный

Оценка информации

GD Star Rating
loading...
Поделиться: 
Записи на схожие темы
Свами Шивананда СарасватиСвами Шивананда родился в Паттамодае, в Тамил Наду (Pattamadai, Tamil Nadu) в 1887 году. После служения в качестве врача в Малайе (Malaya), он отказался от практики, поехал в Ришикеш и был посвящен в Дашнами саньясу в 1924 году под... ...
Серия "Духовное наследие Индии"Шивананда Свами  Золотая книга йогиЙога-самтихата(Энциклопедия Бгопознания, самореализации и мудрости)Перевод с английского Сурендра Мохана
Ричард Бендлер Семинар DHE. Содержание Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть ю Часть 11 Я хочу Я знаю Что вы делаете? Техника концентрации Техника расслабления Приятное чувство Работа со страхами...
Шиваприянанда Свами Секретная сила тантрического дыхания "Шива свародная" или "Наука Шивы о Дыхании" СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к русскому изданию Часть I Введение Пранаяма и знание о поддержании жизненного дыхания Со'хам садхана Тонкое...
Часть 2 Глава 2.1. Разделы Гьяна Йоги 2.1.1. Брахман Иногда вы думаете о том, что умерли и что ваши родственники плачут. Даже в этом воображаемом состоянии смерти вы...
Составитель Данченко В. Йога-сутры Патанджали Анталогия переводов От составителя ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ ВИВЕКАНАНДЫ ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ ВЬЯСЫ ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ ЗАГУМЕННОГО ЙОГА-СУТРЫ С КОММЕНТАРИЯМИ КРИШНАМАЧАРЬИ...
 Оглавление ВВЕДЕНИЕ. Условия синтеза.ЧАСТЬ 1. Йога божественных работ.ЧАСТЬ 2. Йога интегрального знания.ЧАСТЬ 3....
(выдержки из книг)Перевод РедакторыОтветственныйредакторкорректорВ. Алейников В. кривовичев Ма Йога Сона Свами Дживан НитраМа Прэм Атимати В. СачинскаяИздательство «Невский курьер»....
Свами Вивекананда Всемирный Парламент Религий САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1993 Свами Вивекананда. Всемирный Парламент Религий. Шестой выпуск серии посвящен 100-летию Всемирного Парла­мента Религий, который проходил в Америке в 1893 году. В него вошли...
Олег Юланов Земная миссия Христа СОДЕРЖАНИЕ Вступление ЧАСТЬ 1. Знание и учение ЧАСТЬ 2. Творец народа ЧАСТЬ 3. Загадки Библии ЧАСТЬ 4. “ЗА” И “ПРОТИВ”: системы доказательств ЧАСТЬ 5. Доказательства историчности Христа – Бога живого...
"Шесть наставлений по Раджа-Йоге" - это учебные беседы выдающегося индийского мыслителя, общественного и религиозного деятеля Свами Вивекананды (1863- 1902), проводившиеся для узкого круга лиц в доме Сары Булл, преданной американской ученицы Свами, которая......
(Учёный и учитель, просил называть только его имя). Беседа 1. Гуру и поиск. Рассмотрение четырёх школ йоги (Карма‑йога, Бхакти‑йога, Раджа‑йога и Джнана‑йога).
Монография по Астральной Проекции Первое издание By ROBERT BRUCE © 19 april 1994 Перевод: Dexus ([email protected]) Часть Первая Часть Вторая Часть Третья Выход Типичная проекция Часть Четвертая Разделение Раздвоенность Часть Пятая Проблемы проецирования 1. Проблема...
Перевод с англ. М. Васильева под редакцией Б. Останинапри участииМа Йога Сона, Свами Атмо РаввиПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Бадалов Шавкат Божественная помощь Вселенной Содержание Часть 1 Раскрываются таинства, непознанные Человечеством Часть 2 "Необычные явления" – обычные явления. Часть 3 Евгений Иванович Швыров.  Часть 4 Цели и задачи знаний "Книга...
16. ЛЮБОВЬ16 марта 1981 годаЛекция посвящена ученикам в имени которых есть слово анураг - любовьСвами Анураг Вольфганг/любовь, мужествоСвами Анураг Гастл/любовь, благородный даритель, священныйМа Анураг Чирантан/любовь,... ...
Шнейдман Эдвин Душа самоубийцы Оглавление Введение: ЖИЗНЬ В СМЕРТИ. ЗАПИСКИ УВЛЕЧЁННОГО СУИЦИДОЛОГА Часть I: ТЕМНАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ Часть II: ПСИХОЛОГИЯ САМОУБИЙСТВА Часть III: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ САМОУБИЙСТВА - САМОУБИЙСТВО В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ...
Йога-начало пути!Вопросы- ответы или чем полезна йога...
Рамачарака Раджа-Йога Чтение I «Я» В Индии людям, стремящимся к посвящению в науку, называемую «Раджа-йога», когда они обращаются к учителям-йогам за наставлениями, преподают ряд уроков, имеющих целью просветить их относительно природы их...
Мари Дешане Йога в десяти уроках Йога. Этому искусству, этой системе, объединяющей физическую и психическую культуру, нелегко дать определение. Её смысла и целей не разъяснить в нескольких словах. В преимуществах этой системы лучше всего убеждает...
Дугин Александр Тамплиеры Пролетариата Оглавление ЧАСТЬ 1 Неожиданный синтез Метафизика национал-большевизма ЧАСТЬ 2 Русь Революционная "Яко не исполнилось число звериное..." Катехон и Революция В комиссарах дух самодержавья" L'age d'argent...
Рудной Валерий, Островская Елена Йога Патанджали УДК2 ББК 86.39 И 75 Идея серии О.И.Трофимовой Координатор серии доктор философских наук, профессор Е.А.Торчинов Перевод с санскрита В.Рудого, Е.Островской Оформление серии В.Пожидаева И 75 Йога...
Дион Форчун  Мистическая Каббала Оглавление Предисловие Часть 1 Глава 1. Йога Запада - Глава 2. Выбор пути - Глава 3. Метод Каббалы - Глава 4. Неписаная Каббала - Глава 5. Скрытое бытие - Глава 6. Древо Жизни - Глава 7. Высшая Триада - Глава 8. Узоры Древа...
Часть третья  МОРАЛЬНАЯ БАЗА40. Йога начинается и заканчивается добродетельюДля большинства жителей Запада добродетель — старомодное слово, в равной степени...
Имя Свами Йога Камал имеет несколько значений и может быть переведено как "Союз Чудес". Началом его мистического Поиска стало переживание, случившееся с ним в 20 лет. За сорок минут Камал прожил всю свою будущую жизнь, включая момент смерти. Наблюдая...

Оставить комментарий

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>