Наверх
Главная » М

Мильхар (Milchar) — Представления о магии в разные эпохи

17 января 2013 (28) Нет комментариев Опубликовал:

Представления о магии в разные эпохи

Milchar

Как это ни странно, но однозначный ответ на вопрос — что такое магия? — дать достаточно сложно. В разное время разными авторами давались различные определения магии, каждое из которых обычно делает акцент на одной из ее сторон. Отличие определений обусловлено еще и тем, что в разные времена под магией подразумевались различные области знания. Для исследования магии в историческом аспекте наиболее удобно следующее определение: магия — это применение на практике методов, принцип действия которых до конца не известен.

Вообще, практическое знание человечества всегда идет впереди теоретического. Люди проводили сложные химические реакции задолго до появления химии как науки, интуитивно чувствовали и использовали свойства материи во времена, когда еще не было и слова "физика" и т.д. Знание, используемое на практике, но не имеющее теоретического объяснения, относилось к сфере магии.

1. Первобытное общество

В первобытном обществе вообще не существовало науки как теоретического знания. Поэтому логично предположить, что все имевшееся у них знание первобытные люди считали магическим. Исследования этнографов и антропологов подтверждают это предположение.

Согласно представлениям первобытного человека, все изменения в мире, все явления природы вызываются духами, обитающими как в живых существах, так и в неодушевленных предметах. Шаманы умеют общаться с духами и являются хранителями всего знания племени. Ни одно важное дело, даже не имеющее никакого отношения к магии с современной точки зрения, не обходилось без соответствующего ритуала, проводимого шаманом. Кроме того, у представителей каждой профессии — гончаров, кузнецов, охотников и т.д. — были свои магические практики, которые понимались как неотъемлемая часть собственно профессионального, технического знания. Считалось, что без помощи духов невозможно ни сделать качественный предмет, ни успешно забить зверя, ни даже родить здорового ребенка.

Итак, в первобытном обществе все знания и умения людей являлись магией. Общение с духами (единственное из знаний первобытного человека, которое мы сейчас отнесли бы к сфере магии) понималось как обязательный элемент любого дела.

2. Древний мир

Под Древним миром здесь понимаются цивилизации Средиземноморья до V в.н.э. Древний Восток будет рассмотрен ниже.

В Древнем мире прежде единое знание разделяется на науку и магию. Наука занимается прежде всего устройством окружающего мира, а магия — практическими возможностями человека. Если в первобытном обществе шаман был носителем знания во всех областях, а в наше время знание делится на множество научных дисциплин, то в древнем мире были ученые, бывшие одновременно философами, математиками, физиками, историками и т.д., и жрецы, владевшие знаниями метафизики и магии. Ученые охотно набирали множество учеников, активно спорили и общались между собой и вообще были готовы сообщить свои знания всякому, кто желал их выслушать. Жрецы же ревностно хранили свои тайные знания от непосвященных. Обратите внимание: в тогдашнем язычестве каждый жрец был магом. Впоследствии в других религиях жрецы деградировали до обычных людей, знающих религиозные книги о обряды.

То есть в Древнем мире наметилось противопоставление науки — знания, открытого для всех, и магии, которая понималась как тайное знание. Впоследствии это приведет к возникновению мистики (о которой будет сказано ниже) и отрицательно скажется при знакомстве европейцев со знаниями других культур.

3. Средневековье, Европа

Средневековая Европа была, мягко говоря, не очень подходящим местом для развития магии. Большая часть магических знаний Древнего мира была уничтожена церковью вместе с их носителями. Впрочем, кое-что все-таки осталось. Несмотря на явный запрет христианской религии практиковать магию, желающие все же находились. Некоторые из них действовали подпольно, и им постоянно угрожало обвинение в связях с Дьяволом и смерть на костре. Другие решили как-то связать магию с христианской религией, чтобы практиковать ее легально.

Так возникло искусственное, надуманное разделение магии на черную и белую. Черные маги не были связаны никакими запретами и могли использовать любые знания, оставшиеся от магов Древнего мира, но с риском для жизни и здоровья. Белые маги пошли на компромисс с церковными догмами, и это сильно снижало эффективность их действий и ограничивало и без того небольшой объем античных знаний, которыми они могли пользоваться.

Поскольку еще с древности в Европе утвердилось понимание магии как тайного знания, а также ввиду того, что явно видный соседям результат магической дейтельности мог привести мага на костер инквизиции, возникла и получила чрезвычайно широкое распространение мистика — абстрактное тайное знание, практическая применимость которого сомнительна. В средние века разницы между магией и мистикой не видели.

Наука в средние века не отделялась от мистики и религии. В отличие от античной науки, она не имела строгого логического базиса. Считалось, что в научное знание надо верить, так же, как в христианскую религию.

Таким образом, в средневековой Европе не было однозначного представления о магии в целом. Господствовало искусственное разделение магии на черную и белую. Мистика не отделялась от магии. Кроме того, возникло мнение, что в любое знание требуется верить.

4. Восток, древность и средние века

Под Востоком будем понимать прежде всего Индию и Китай как основные центры культуры и истоки распространения знания. Япония, Тибет, Юго-Восточная Азия так или иначе использовали индийское и китайское знание в различной степени.

Развитие знания на Востоке пошло совсем иным путем, чем в Европе и Средиземноморье. Во-первых, восточное знание более интровертно, оно делает акцент на изучении человека и развитии его способностей в большей степени, чем на естественных науках. Во-вторых, традиционно на Востоке знание представлялась как тайна, которая открывается только избранным. Носитель знания (гуру и т.п.) передает его только своим ученикам, которых тщательно отбирает из множества претендентов.

Если же рассмотреть восточную науку, то можно сказать, что она более практична, то есть ставит целью указать человеку путь к достижению определенных целей, а не объяснить мир теоретически (а точнее, из всякого объяснения мира обязательно следуют какие-то практические выводы). В то же время, в восточной науке нет единой парадигмы, а существуют множество школ, придерживающихся различных картин мира и способов познания. То есть, наука Востока очень напоминает магию в нашем современном представлении.

Таким образом, на Востоке наука и магия неразделимы. Все знание носит в большей или меньшей степени магический характер.

5. Новое время, Европа

XVIII-XIX вв. в Европе (и Северной Америке, ставшей частью Европы как цивилизации) стал периодом бурного развития науки, вырвавшейся из оков церковных догм. Наука стала строиться на четкой логике и отвергать все туманное и неясное согласно принципу бритвы Оккама. Поскольку европейцы всегда уделяли наибольшее внимание естественнонаучным и математическим дисциплинам, а также из-за напряженных отношений с церковью, европейская наука Нового времени сосредоточилась на изучении и точном математическом описании материи. Таким образом, все, что можно было отнести к сфере духа (в том числе психология) выпало из области действия науки и оказалось в области магии. Кроме того, наметилось разделение знания о материальной стороне природы на теоретическое (собственно науку) и практическое (технику).

Отрицательную роль сыграло сохраняющееся до сих пор средневековое представление, что магия — это нечто, во что нужно верить. Поэтому наука и магия отдалились друг от друга как никогда. Европейский ученый тех времен "не верил" в магию, считая ее разновидностью религии и мистики.

В самой магии происходила систематизация средневековых источников и постепенный отказ от надуманного разделения магии на "черную" и "белую". Кроме того, магия стала ориентироваться на результат в большей степени, чем на способы его достижения. Маги перестали повторять слово в слово заклинания и формулы, придуманные их предшественниками, и начали задумываться об их смысле и методике их составления.

Таким образом, европейская магия Нового времени — это практическое духовное знание, противопоставляемое теоретическому духовному знанию (религии, мистике), теоретическому материальному знанию (науке) и практическому материальному знанию (технике).

6. Новое время, Восток

Вторжение европейской науки и техники на Восток, вопреки ожиданиям европейцев, не привело к бурному прогрессу восточных стран. Европейское знание оказалось слишком отличным от восточного и крайне плохо совмещалось с ним. Европейцы превосходили индийцев и китайцев в технике, но отставали от них в психологии и вообще в знании возможностей человека. Поскольку техника в те времена имела более важное значение, восточные страны освоили европейскую науку. Но она продолжала стоять особняком от традиционного восточного знания, потому что и методика, и цели познания, и логика на Востоке были совершенно иными, чем в Европе.

Эта разделенность знания не пошла на пользу ни европеизированной науке, ни традиционной. В европейской науке Восток не догнал Европу, а развитие традиционного знания замедлилось. Кроме того, произошло разделение науки и магии, аналогично европейским представлениям. Поскольку традиционное восточное знание не вписывается в европейское понимание науки, то, с точки зрения европеизированных ученых, все оно попало в сферу магии. А наукой стало считаться только знание, заимствованное из Европы.

Это объясняет повышенный интерес к Востоку со стороны современных оккультистов: создается впечатление, что на Востоке накоплено огромное количество знаний по магии. На самом же деле эти знания в значительной степени являются наукой (в нашем современном понимании), только выраженной в непривычной для европейца форме.

7. Новое время, Америка

В Центральной и Южной Америке европейская наука и христианская религия столкнулись с шаманистскими представлениями индейцев и африканцев. Возникла религия Вуду в нескольких разновидностях, а также индейские синтетические культы. Все они, по сути, представляют собой шаманизм, упрятанный в христианскую оболочку.

Разделение знания на материальное и духовное, на теоретическое и практическое перешло от европейцев и в Америку. Но, несмотря на казалось бы полную европеизацию, христианство не имело в Америке такого влияния, как в Европе, и было для индейцев и негров, по существу, формальностью. В то же время техника в Латинской Америке была развита слабо, несмотря на господство европейской науки. Единственная область знания, в которой индейцы и негры превосходили колонизаторов — это практическая магия. Она и стала их главным оружием в борьбе за выживание. Кроме того, сохранились шаманистские представления о магичности любого практического действия.

Таким образом, как христианство, так и техническое знание оказали весьма малое влияние на жизнь индейцев и негров. Наука стала пониматься ими как что-то бесконечно далекое, чем занимаются белые люди в больших городах и что также никак не влияет на их жизнь. А магия — это знания, которые помогали и помогают индейцам и неграм выжить.

То есть, магия в Центральной и Южной Америке — это практическое знание, применяемое человеком для достижения любых своих целей. Она противопоставляется науке как абстрактному, теоретическому знанию, далекому от повседневной жизни.

8. Современность

В последние десятилетия наука совершила прорыв в тех областях, которые раньше стопроцентно относились к сфере магии. Химия объяснила свойства магических растений, хотя результат их применения магами показывает, что вопросы к науке еще остались. Гипноз перестал быть тайной магов и стал приемом медицины, хотя маги продолжают его использовать в сочетании с другими приемами. Бурное развитие психологии и психоанализа позволило выдвинуть гипотезы, объясняющие большую часть магических практик — но только гипотезы.

Казалось бы, экспансия науки должна была сузить область применения магии, но — как ни странно! — эта область даже расширилась. Произошло это во-первых, потому что магия тоже не стоит на месте, а освобождение от средневековых стереотипов способствовало притоку мыслителей в магию. Во-вторых, магия стала интернациональной. Европейские маги изучили техники магов Востока, Вуду, индейцев. В этом плане магия опередила науку, которая продолжает оставаться чисто европейской. В-третьих, успехи науки (главным образом, психологии) создали прочный базис, опираясь на который маги могут уверенно действовать в неизвестных ранее областях.

Вместе с тем, если ранее ученые ругали магию за элементы веры и мистицизма, то теперь эти элементы начинают появляться уже в самой науке, приводя в тяжелых случаях к таким явлениям как лысенковщина. Видимо, это инерция средневековых представлений о знании как объекте веры. Кроме того, европейские и европеизированные ученые явно недостаточно занимаются изучением научного опыта других культур. В результате этот опыт оказывается невостребованным, в знании возникла "дыра" — сведения, не относящиеся ни к науке, ни к магии.

Таким образом, в наше время под магией в основном подразумевается совокупность явлений, не объясненных наукой, но могущих быть использованными в практической деятельности человека. Наметилось некоторое сближение науки и магии — в основном из-за общности некоторых используемых приемов (гипноз, НЛП и т.д.)

9. Перспективы на будущее

Что ожидает магию (да и вообще всю совокупность знаний человечества) в будущем? Можно предположить, что начатое магами изучение опыта других культур подхватит и наука, и, скорее всего, далеко не все из этого опыта сможет сразу объяснить. Так что даже среди уже накопленного в мире знания найдется что-то новое, что пополнит арсенал магов. Вместе с тем, будет продолжаться сближение магии с некоторыми областями науки, особенно с психологией. Если попытки биохимического объяснения психологических феноменов потерпят неудачу, то знание человечества может разделиться на 2 части совершенно иным образом, и психология объединится с магией. В этом случае возникнет новое понимание магии, которое просматривается уже в наше время: магия — это психическое воздействие на окружающий мир.

Возможен и иной сценарий, особенно в случае, если изучение знаний других культур совершит переворот в европейской науке. Магия может стать просто одной из научных дисциплин, и ее сферой деятельности будет систематизация и практическое применение интуитивного, иррационального знания. Видимо, такое знание будет всегда, какие бы успехи ни делала наука в стремлении найти всему рациональное объяснение.

Не следует упускать из виду еще один аспект: магия — это не только наука, не только совокупность приемов, это — искусство, требующее таланта, который есть далеко не у каждого. И, как во всяком виде искусстве, можно сколько угодно исследовать его шедевры, но повторить их, при отсутствии таланта, невозможно.

Представления о магии в разные эпохи Milchar Как это ни странно, но однозначный ответ на вопрос — что такое магия? — дать достаточно сложно. В разное время разными авторами давались различные определения магии, каждое из которых обычно делает акцент на одной из ее… [surce]
GD Star Rating
loading...
Пометить материал как неуместный

Оценка информации

GD Star Rating
loading...
Поделиться: 
Записи на схожие темы
Пентаграмма и её значение (Мильхар) Пентаграмма и ее значение Пентаграмма - основной символ сатанизма. Она представляет собой пятиконечную звезду, направленную концом вниз и вписанную в круг. Каждый из концов пентаграммы соответствует...
Ричард Бендлер, Джон Гриндер СТРУКТУРА МАГИИ том II Ч а с т ь  I РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ВВЕДЕНИЕ В первом томе “Структуры магии” мы приступили к тому, чтобы в открытой, доступной для обучения форме представить в распоряжение психотерапевтов...
Смирнов Терентий (Странник) Карлос Кастанеда: все тайны магии толтеков! Содержание 1. Существуют ли духовные ловушки? 2. Прощание с доном Хуаном? 3. Магия и религия 4. Аспекты практических занятий магии толтеков 5. Сталкинг...
Лунный календарь мага (Современная энциклопедия практической магии. Стефан Радченко стр. 73 - 84.) Этот календарь необходим каждому магу. Использование лунного календаря—древнейшая традиция. Он применяется не только в магии, но и во многих религиозных...
Шам Эя Цикон Благовония             Благовония. Перечень и методы изготовления.                         Все благовония делятся на горючие и негорючие. В Ритуальной магии, в основном, используют горючие благовония, но в целом в магии чаще...
Магические печати Использование описываемой техники требует от мага соответствующего отношения к магии и к окружающему миру вообще. Это отношение было разным в разные времена, в зависимости от культуры и объема знаний о природе. Маги древности...
Виктор Михайлович Кандыба. "МАГИЯ" - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАГИИ И КОЛДОВСТВА Экспериментальная магия Тайна колдовской силы Африканская магия Колдовство в России Древние тайны шаманов Верный пес сатаны Тайны австралийской магии Тайны индейских...
О Магии
Курт Зелигманн История магии и оккультизма ПРЕДИСЛОВИЕ "Я не хочу реализма, - восклицает Бланш Дюбуа в пьесе Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание". - Я хочу магию". Курт Зелигманн в своем авторитетном исследовании "История магии и оккультизма"...
Филипп Богачев ШАМАН В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ, или Книга о приготовлении быстрорастворимой магии АКВАРИУМ МОСКВА 2006 УДК 1/14 ББК 86.41 Б73 Богачев, Ф. Б73 Шаман в большом городе, или Книга о приготовлении быстрорастворимой магии / Ф. Богачев. — М.: Аквариум-Принт,...
     Элифас Леви История магии                                                                                                                                                    ...
Юнг Карл Густав Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип Предисловие 816      Написав эту работу, я, если можно так выразиться, выполнил обещание, о котором на протяжении многих лет боялся вспоминать. Сложность  проблемы  и  ее ...
Александр Николаевич Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов Часть 5 XXII. Нечистая сила Древнейшие...
Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси Глава 1 ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО VIII‑X ВЕКОВ И ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ Давно отошли в область историографических легенд представления о восточных славянах как народе полукочевом, занимавшемся преимущественно...
Методические материалы к семинару по Эриксоновскому гипнозу Составитель: Алексей Смирнов С-Петербург, 2001 г. Раздел 1: Общие представления о трансе и Эриксоновском подходе к наведению транса. Характеристики транса по данным различных авторов....
Стив Ротер и Группа Одиннадцать дней чудес           Маяки Света ~ Напоминания из Дома                         15 марта 2005             Перевод: Ирина Н.             Редакция: Lyubov                         Серии Практической Магии            ...
ЗАРОЖДЕНИЕ МАГИИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМАХ НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА.               I Разноликая магия.             Полночь. Все покрыто мраком. Призрачные фигуры в капюшонах, как у куклуксклановцев, освещены светом...
Рудольф Штейнер Путь к самопознанию человека в восьми медитациях ПЕРВАЯ МЕДИТАЦИЯ Медитирующий пытается получить верное представление о физическом теле Когда душа через чувства и через их представления отдается явлениям внешнего мира,...
Г. Я. Жукова НАЧАЛО ВСЕХ ВЕЩЕЙ О том, как новые исследования и достижения науки меняют наши представления о медицине, рассказывает врач Г.Я.Жукова. Татья печатается из журнала "Дельфис", N2, 1996 г. Настоящая наука есть только зачаток того великого...
    Агриппа    "Оккультная Философия"    Часть четвертая    Внаших книгах об "Оккультной Философии" мы подробно и точно изложили происхождение Магии, ее разумные основания, способы выбирать и собирать то, что было испытано, для получения...
ПЕТРОВ Андрей Валентинович  Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности   Монография составлена на основании диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность...
Сумиран Адвайта Содержание О практике О магии и мистике Динамика выхода Сознания за пределы обусловленности феноменальными системами  в многомерной вселенной Относительная и абсолютная свобода Магия действия Исследование Эго-фактора...
Виктор Санчес Практическое использование техник Карлоса Кастанеды             Учение Дона Хуана                         Эта книга - открытая дверь в мир магии, она позволит Вам приобрести уникальный опыт магического восприятия мира...
Блаватская Елена О черной магии в науке                   ...Начинать исследование там, где догадки нашего времени складывают свои ненадежные крылья (Занони Бульвер-Литтона)                   Плоское отрицание вчерашнего дня стало научной...
Стив Ротер и Группа Предвкушая будущее                       15 апреля, 2005             Перевод: Галина К.             Редакция: Lyubov             ~ Предвкушая будущее ~             Серии Практической Магии             ~ Напоминания из Дома~...

Оставить комментарий

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>