Наверх
Главная » М

Мень Александр — Исаия

17 января 2013 (32) Нет комментариев Опубликовал:
 

Александр Мень.

Исаия

Итак, у первых двух великих пророков, книги которых сохранились до наших дней, мы видим уже намеченными основные черты общепророческого учения. Они универсальны, для них все народы равны перед Богом и несут перед ним нравственную ответственность. Если Яхве попустил возвыситься Ассирии, то лишь потому, что она призвана быть "бичом Божиим". Амос говорит о Справедливости как о непреложном законе нравственного миропорядка. Для него нет богов, кроме Яхве, и все мироздание в его руках. Осия - вестник милосердия. Оба пророка отрицают веру в магию и ритуалы. Они утверждают, что никакие жреческие ухищрения не могут заменить выполнения закона Правды. Они возрождают старый принцип неизобразимости Божества. В отличие от египтян и греков, они представляют Яхве слишком возвышенным, чтобы он мог иметь земной облик. В этом корень их непримиримого иконоборчества. Идеи Амоса и Осии были подхвачены и развиты в Иерусалиме пророком Исаией (ок. 740 г. до н. э.). Исаия не происходил из простого народа, как его предшественники. Он принадлежал к аристократической семье, близкой к царскому дому Но он целиком проникся духом, который почерпнул из книг Амоса и Осии. Внимательно следя за политическими событиями в мире, он видел в них не бессмыслицу, а драму, полную значения и глубины. Яхве для него - абсолютный источник добра и святости, поэтому всякое уклонение от его воли ввергает человечество в неисчислимые бедствия. Когда он почувствовал в себе призвание стать народным трибуном и глашатаем Яхве, все его существо как бы переродилось. Он описывает, как огненный серафим коснулся уст его, и он получил дар пророчества. "Кого Мне послать?" - спрашивает Яхве. И пророк смело отвечает: "...Вот я, пошли меня!" (6, 8). Свою проповедь Исаия начал, как и другие пророки, с обличения внешнего культа. Он не отрицает его, но лишь хочет, чтобы видимое богослужение сочеталось с внутренним. Бог грозно вопрошает беспечный народ: К чему Мне множество жертв ваших?.. Я пресыщен всесожжениями овнов... Не носите больше даров тщетных, Каждение < ваше> отвратительно для Меня... И когда вы простираете руки ваши, - Я не слышу: Ваши руки полны крови, Омойтесь, очиститесь: Удалите злые деяния... Научитесь делать добро (1, 11, 13, 15-17). Когда в 727 г. на престол Иерусалимский вступил молодой царь Езекия, Исаия стал его другом и помощником. Особенно возрос авторитет пророка, когда пало Северное царство и все убедились в правоте суровых обличителей. Политическое господство Ассирии между тем все больше укреплялось. Пал Вавилон, покоритель Финикии, и только Египет мечтал о возврате своего былого могущества. Он подстрекал палестинских и финикийских царей на восстание. против Ниневии. Но эти восстания неизменно кончались полным крахом. Военная машина Ассирии не знала в те годы преград. Все битвы и осады кончались ее торжеством, пытками пленных, угоном в чужие земли и победными пирами в столице ассирийских царей. Исаия и его ученики постоянно стремились оградить Езекию от безнадежных авантюр. Но это им не всегда удавалось. Под давлением знати Езекия заключил союзы и договоры против Ассирии. Когда об этом стало известно в Ниневии, ассирийские полки, закованные в броню, со своей страшной осадной техникой, неотвратимые как судьба, двинулись к Иерусалиму. Только непредвиденное событие спасло город. Эпидемия, вспыхнувшая среди войска, заставила ассирийцев снять осаду В этот критический момент все взоры были обращены на Исаию, который ободрял и утешал осажденных. Но пророк все больше и больше проникался мыслью, что народ не созрел для принятия его учения. Ему начинало казаться, что он послан не просветить сердца людей, а, наоборот, ожесточить их ослепить их глаза. Пророк все чаще и чаще обращает свой взор в будущее. Он говорит, что даже после неминуемой гибели царства сохранятся чистые и преданные правде люди, которые понесут его слово. Слово о Яхве, творце неба и земли, царе святости и справедливости будет проповедано всем народам. Тогда над землей воцарится не слабый царь, а истинный Мессия, Помазанник Божий. Наступит эра торжества радости и правды. Люди "перекуют мечи свои на орала" (2,4), и наступит всеобщий мир: Тогда волк будет жить рядом с ягненком, И барс будет лежать с козленком... Лев и вол будут вместе, И малое дитя будет водить их (1,6). Эта светлая уверенность в конечном торжестве добра на земле - одна из наиболее ярких черт в проповеди Исаии. Она слышится и в писаниях пророков следующего поколения. Аввакум вопрошает небо: почему злые торжествуют в этом мире? Почему страдает праведник? И Яхве отвечает ему: "Праведный своею верою жив будет" (2, 4). Во мраке исторической ночи среди бурь и тревог только вера в неодолимость добра может служить маяком. Пророк Софония в величественной поэме говорит о Суде над миром. Этот Суд идет как ураган, как буря, он сметет с лица земли оскорбляющих Правду. Слова его поэмы легли в основу гимна "Dies irae*", который мы слышим в Реквиеме. -------------------------------------- * День гнева (лат.). В 608 г. долгожданное возмездие приходит. Десница Яхве - над Ассирией. Она была лишь "палкой в руке его" и возгордилась, теперь настал день Суда. Несутся орды скифских всадников по берегам Евфрата, рушатся крепости, горят города. "Горе городу кровей" - восклицает пророк Наум: Слышны хлопанье бича и стук ...колес, Ржание коня и грохот ...колесницы, Все, услышавшие весть < о гибели твоей>, Будут рукоплескать < ...>, Ибо на кого не простиралась... злоба твоя? (3, 1-2,19). Народы с таким же ликованием встретили весть о гибели Ниневии, как наши современники - весть о падении гитлеровского Берлина.
Александр Мень. Исаия Итак, у первых двух великих пророков, книги которых сохранились до наших дней, мы видим уже намеченными основные черты общепророческого учения. Они универсальны, для них все народы равны перед Богом и несут перед ним нравственную… [surce]
GD Star Rating
loading...
Пометить материал как неуместный

Оценка информации

GD Star Rating
loading...
Поделиться: 
Записи на схожие темы
Александр Мень. Трудный путь к диалогу. ----------------------------------------------------------------------------     Внимание!     Это сканированный и распознанный текст.     Абзацная разбивка, в основном, сверена.     Частично восстановлены текстовые выделения (курсив,...
Александр Мень.    Радостная весть. ---------------------------------------------------------------------------- ХРИСТИАНСТВО      Лекция     (прочитана 8 сентября 1990 года, за несколько часов до гибели)      Итак, мы с вами идем к завершению  нашего  путешествия  по  эпохам, ...
Александр Мень Практическое руководство к молитве По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Фонд имени Александра Меня Москва, 1995 Объем 223 с. От издателя...
Александр Мень. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. ПРЕДИСЛОВИЕ      Эту  книгу  московского  протоиерея  о.  Александра   Меня   не   нужнокомментировать. Она сама выразительно комментирует себя,  раскрывает  нужнуюдля...
Александр Мень. История религии. Том 2      Магизм и единобожие     В поисках пути, истины и жизни     Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей ----------------------------------------------------------------------------      Создали два града, две любви:     град...
Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство      Что пророчит сон? А что линия ладони? А расположение звезд? А  кофейнаягуща? Авгуры гадали по полету птиц. Если предположить, что мир един, то  всевлияет на все. Подсмотреть, подглядеть тайну,...
Александр Мень. Первые апостолы      Эта книга, написанная на основании Книги Деяний и  Посланий  апостолов,по духу своему является продолжением "Сына Человеческого".  Отцу  Александруне суждено было закончить эту работу,  но  то,  что  он ...
Александр Мень. История религии. Том 5      История религии. Том 5. Вестники Царства Божия      В поисках пути, истины и жизни      Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н.э.) ----------------------------------------------------------------------------      ... Да приидет...
Александр Мень. Сын Человеческий. ---------------------------------------------------------------     Сокращенный журнальный вариант ("Смена", 1990, NoNo6-- 12)     Все подстраничные примечания внесены  в  текст  в  квадратных  скобках.Цифры в квадратных скобках относятся к примечаниям...
Александр Мень. История религии. Том 6      История религии. Том 6. На пороге Нового Завета      В поисках пути, истины и жизни      От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя ----------------------------------------------------------------------------     ...
Александр Мень. История религии. Том 4      История религии. Том 4. Дионис, Логос, Судьба      В поисках пути, истины и жизни      Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра ----------------------------------------------------------------------------      О,...
Александр Мень. Опыт курса по изучению священного писания      Ветхий завет      Том второй ----------------------------------------------------------------------------      Эпоха пророков     Священная письменность времен Второго Храма      Загорск. 1983      Раздел I ЭПОХА ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ...
Александр Мень. История религии. Том 3      История религии. Том 3. У врат Молчания      В поисках пути, истины и жизни      Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры ----------------------------------------------------------------------------      ...
Александр Мень. История религии. Том 1 Истоки религии В поисках пути, истины и жизни ПРЕДИСЛОВИЕ В исторических познаниях наших современников и соотечественников есть обширный пробел - это область христианской традиции. Все мы, кажется, пришли...
Александр Мень Бессмертие души Первая лекция из цикла "Жизнь после жизни", прочитанная в ДК Серафимовича 8 декабря 89 г. То, о чем мы будем говорить сегодня, касается каждого человека. Можно забыть о краткосрочности и быстротечности жизни, но...
Александр Мень. Символ веры. БЕСЕДА ПЕРВАЯ      Каждый из вас, если зайдет в какой-нибудь из христианских  православныххрамов во время литургии, может отметить, что в какой-то момент  службы  хорперестает петь и  поют  все  люди.  Эта ...
Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова.      Беседы известного  современного  проповедника  и  библеиста  протоиереяАлександра Меня (1935-1990) посвящены последней книге  Библии  -  ОткровениюИоанна...
Александр Мень. Иеремия Фигура Иеремии - самая трагическая во всей плеяде пророков. Человек чуткий, ранимый, самоуглубленный, он вынужден был всю свою жизнь выступать в роли беспощадного судии; сам жрец, он вынужден был разоблачать жрецов;...
Александр Мень. Верую БЕСЕДА ПЕРВАЯ Каждый из вас, если зайдет в какой-нибудь из христианских православных храмов во время литургии, может отметить, что в какой-то момент службы хор перестает петь и поют все люди. Эта древняя традиция была...
Александр Мень. Свет во тьме светит.      Вы свет мира. Не может  укрыться  город,  стоящий  на  верху  горы.  И,зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит  всем  вдоме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели...
Дугин Александр, Гиренок Фёдор, Панарин Александр О терактах в США - трезвыми глазами подборка аналитических материалов о событиях в США 11.09.2001 1. Федор Иванович ГИРЕНОК, профессор кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ, д.ф.н. СМЫСЛ...
Александр Шуваев. Книга Предтеч _____________________________________________________ © Copyright Александр Шуваев Date: 24 Apr 1998 Email: [email protected] _____________________________________________________ Пролегомон Если у меня нет иных намерений, то места, в которые я попадаю, имеют, как правило,...
Станислав Гроф, Хэлифакс Джоан Человек перед лицом смерти Copyright: Stanislav Grof, Joan Halifax "THE HUMAN ENCOUNTER WITH DEATH" E.P. DUTTON NEW YORK, 1978, Перевод с английского: Александр Неклесс, научная редакция к. ф. н. Владимира Майкова, Издательство Трансперсонального Института,...
Нептунов Александр Рада Заранее, хочу извиниться перед читателями за то, что не уточняю некоторые слова и молитвы, которые произносила Рада во время практик. И за некоторые моменты, которые нарочно упускаю из вида, не раскручивая их тайные...
Щипков Александр Во что верит Россия Религиозные процессы в постперестроечной России      Об  авторе.  Александр Владимирович Щипков  (1957),  социолог  религии, к.ф.н., автор  книг "Во  что верит Россия" (1998) и "Соборный  двор" (2002). Главный редактор...

Оставить комментарий

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>